Центр Гейдара Алиева Захи Хадид в Баку - шок для системы

Когда мы отправляем зонд в космос, мы заявляем, что это все о понимании, открытии и праздновании технологии, но под всеми этими усилиями мы, конечно же, ищем уверенности и некоторую флору, фауну или, по крайней мере, странные капли воды, которые могут указывать на то, что мы не одиноки во вселенной. Архитектурный путешественник во многом похож: ищет уверенности - наслаждается открытием, что другие общества должны хранить продукты питания, поддерживать крыши, отмечать точку входа, готовить передний план и соблазнять нас комфортным признанием тех же ценностей и привычек, которыми мы наслаждаемся мы сами… «О, так что все в порядке».

Что ж, Центр Гейдара Алиева не собирается играть в их игру: это не что-то, но обнадеживающее, ничего, кроме уюта, и даже для самого бесстрашного последователя Захи, что-то вроде шока для системы. Так что оно просто стоит там - белое видение, невероятно полное, высокомерно завершенное, почти реальное, хотя и расположенное в универсальном месте, которое вам будет трудно вспомнить без присутствия этого необычного объекта.

Конечно, в городе есть несколько лучших мест: в Бакинской бухте собираются принять «Каспийский Лотос» и «Полнолуние», который присоединится к Хрустальному Залу славы «Евровидения», в то время как три «Башни Пламени» сидят на значительная вершина холма; в то время как Центр Алиева должен обитать - хотя и героически - в наклонном, но в остальном без характерном месте, вдали от центра города и окружать на расстоянии советскими плитами советских времен и приближаться по широкой, но в то же время обычной дороге.

Великое присутствие белых, казалось бы, не имеет масштаба, оно относится только к тем, кто (снова ищет уверенности) найдет ассоциативный символ почти во всем. Линейные соединения на его поверхности успокаивают тех, кто наслаждается восстановлением геометрии кожи - скорее в виде каркасной схемы и, следовательно, служит для напоминания всем, что это было сгенерировано компьютером. В некотором смысле этот знак продолжает настроение - по крайней мере, снаружи - сверхчеловека. Тот факт, что эти же самые линии определяют присутствие серии панелей, безусловно, не имеет никакого остаточного «строительного» символизма, который волновал высокотехнологичных детей.

план сайта план сайта

Интенсивное объектное строительство исследует героический пейзаж с лестницами, террасами и газонами Интенсивное объектное строительство исследует героический пейзаж с лестницами, террасами и газонами. Стоянка на 1500 автомобилей похоронена под холмом

Таким образом, задача этого здания состоит в том, что вы должны забыть все эти обнадеживающие условия масштаба, контекста, материальности и даже - смею сказать, - нормального человеческого опыта. Это уникальный объект, который смущает и противоречит разумному. С его волнообразной формой, поднимающейся - почти выпадающей - в небо, а затем, когда вы скользите по его периметру, стремительно опускаетесь, чтобы раскрыть тот факт, что он, в конце концов, содержит занимаемое человеком пространство.

Дальнейшие волновые формы выпадают из главной складки и начинают предлагать иерархию от общего к частному, с расколами или «вытачками» в северном углу, которые оживляют «зону приветствия» и библиотеку выше, и довольно большой набор вытачек на южном фланге, который оживляет аудиторию бар и балкон. Форма остальной части здания связана с гигантской восходящей волной, за которой следует виртуозный момент, когда хвост волны зарывается в себя: смешивая тонкости хорошего животного или формального поведения.

Наряду с этим моментом «нос в хвост» главный вход скользит к внутренним пространствам. Когда вы входите, все, что вы видите, сверкает белым, а люди мерцают темными пятнами: за стеклом стеклянных балюстрад, которые, кажется, поддерживают почти отвлеченную и сверхразмерную смелость целого.

С самых ранних дней пика Гонконга мы могли наблюдать любовь Захи к диагонали, а из музея MAXXI в Риме (AR Август 2010) мы знаем, как это пристрастие играет против желания перекрываться и складываться. Если MAXXI находится в ее портфеле как один из тех ключевых ссылочных проектов, из которых продвигаются и гамбиты, и язык, то есть ощущение, что здесь, в Баку, с такой доступной территорией и простым заданием - для аудитории, многоцелевого зала, библиотека и музей, а также весь необходимый тираж - есть возможность пересмотреть язык MAXXI и, возможно, продвинуться дальше от самой его линейности.

Таким образом, здание может развиваться по ходу мысли и стать чем-то иным, чем просто последовательной композицией. Есть, конечно, несколько простых мест размещения: аудитория и многоцелевая комната на северо-востоке, библиотека с видом на север для контролируемого дневного света, музей и галереи на юго-западе. Они лежат между огромным устьем главного входа и необычной скользящей лестницей, обнимающей северо-западную стену. Если я описываю этот последний элемент как невероятный, я намеренно хлестаю в духе киномана, с выбросом адреналина 10-летнего на бродвейском производстве или пилота планера. Совокупность, белизна, пятнышко одинокого человека, идущего по нему, явное зрелище этого - вы должны отбросить эти английские морали и слабые мысли о мировых проблемах: вот архитектура как высшее утверждение театра.

Есть еще много (особенно тираж), которое является экстравагантным, поскольку даже беглое чтение планов покажет, но способ, которым это сладострастное здание дышит, находится в своей категории. Затем, поворачивая голову, вы обнаруживаете далекую жемчужину: когда вы смотрите в волну, кусочек белого мира застывает, как только вы узнаете масштаб, инцидент, функцию; почти как будто старая завязанная архитектура напоминает вам о ее существовании. Таким образом, этот «нормальный» элемент становится драгоценным камнем, окруженным одышкой, белым, полным, усиливая его, а не бросая ему вызов. Кроме того, есть использование слоев балконов и больших вырезанных пустот, которые фактически являются частью единого, непрерывного общественного пространства с отдельными моментами, когда они предлагают, в традиционном смысле, «деятельность».

В то время как зрительный зал является и должен быть гораздо более предсказуемым пространством, где разметка геометрии в большей степени сводится к тому, чтобы быть повторением того, что находится снаружи. Это элегантно и, кажется, работает (я предполагаю, что чрезмерная зависимость от громкоговорителей является культурной, а не акустической проблемой). Это намекает на то, что офис Хадид, возможно, вполне хотел бы сделать деревянное здание?

поэтажный план поэтажный план

раздел АА раздел АА

кавернозный зрительный зал на 1000 мест состоит из изогнутых полос   американского дуба строган на месте, как в судостроении кавернозный зрительный зал на 1000 мест состоит из изогнутых полос
американского дуба строган на месте, как в судостроении

Такая архитектура требует поддержки в том виде, в котором она сделана, и за последние два года мы слышали много историй об оперном театре Гуанчжоу - как о достижении почти зенита изобретательности Захи, сопровождаемого шепотом, что она хрупкая в исполнении - но здесь, в Баку, такая критика не может быть высказана: все детали и отделки впечатляют. Кожаные панели выровнены безупречно, счетчики четкие, прозрачные балюстрады, космическая рама Werner Sobek тайно идеально вписывается в общую фигуру, а широкие пролеты кажутся неизбежными, а не смелыми подвигами.

Что заставляет мой взгляд упасть на наличие и структуру оконного подразделения. На протяжении более 160 лет существовали большие стеклянные дома и несколько таких зданий, где эта крыша и стены сливаются, и единственным другим условием является пустота: которую, конечно, вы заполняете стеклом. И, конечно, вы разрабатываете его так, чтобы он не сломался. Но я считаю, что те старые готические персонажи были самыми хитрыми, они (благодаря необходимости и дизайну) стянули узор даже в самое большое из окон.

Модернизм положил конец всему этому, настаивая на разделении поверхности на (а) твердое или (б) пустое пространство. Таким образом, игра стала одним из «давайте притворимся» - покрасьте многомиллионы в серый цвет или используйте ограничительное стекло или даже провода. Но эти последние два являются скорее британскими и высокотехнологичными для офиса Хадид, который, в конце концов, довольно немецкий, когда дело доходит до окон. Таким образом, у нас довольно настойчивый паттерн «вверх-вниз» - довольно черный, солидный и, конечно, немного дурацкий среди всего этого élan. Это сложно, но, по крайней мере, я уверен, что нашел что-то не красивое.

узкие щели неона, врезанные в извилистые стены ледникового интерьера, подчеркивают плавность формы узкие щели неона, врезанные в извилистые стены ледникового интерьера, подчеркивают плавность формы

Огромные пространства остекления наполняют интерьер естественным светом Огромные пространства остекления наполняют интерьер естественным светом. Использование полуотражающего стекла дает представление о том, что происходит внутри

Напротив, полосы неона блестящие: и ловкие, и в то же время настраивающие свою очень мощную динамику. Сад также является умным эссе в ступенчатых участках газона (жаль, что никто не идет туда). Итак, в общем, мы должны быть прощены за то, что задаемся вопросом, как все это может произойти.

Мир в целом заинтригован феноменом Захи Хадид: мир архитектуры завидует череде аппетитных комиссий и (допустим, ребята) высокой успешности. То, что она сама уникальна, мы знаем и можем продолжать быть предметом телевидения и популярной прессы, но необходимо некоторое наблюдение за феноменом и машиной.

На каждом собрании Заха будет ссылаться на присутствие Патрика Шумахера: в качестве уважаемого коллеги и часто как коммандер. Оставив эти и его знаменитые диатрибы на тему параметризма, мы упускаем из виду тот факт, что машина - это офис Хадидов - в значительной степени является его конструкцией. Проживая в деревне лондонских архитекторов и имея прислушиваясь к такому количеству сотрудников Хадид в прошлом и настоящем, каждый поражен неизменно высоким уровнем квалификации персонала, и это, несомненно, делает Шумахер.

На такой работе, как Баку, звезда играет роль Криштиану Чеккато (одного из бывших соучредителей Gehry Technologies) и Саффета Кая Бекироглу (в лондонском Центре водных видов спорта через Гери), несомненно, подкреплена слоями и слоями выше преданных среднего уровня , Это условие существует в атмосфере, в которой Заха нарушила все правила сдержанности - с талантом и дерзостью - создав свой собственный язык, стиль, галерею и вскоре музей своей работы. Он создает отряд, который в прошлом принадлежал только Фрэнку Ллойду Райту и Ле Корбюзье, которые, казалось, «владели» всеми, кто вступал с ними в контакт.

Предполагается, что все это не соответствует нашему миру осмотрительности, сдержанности и морали. Более того, я намеренно не упомянул политически противоречивых клиентов: только потому, что я достаточно циничен, чтобы подозревать, что могущественные клиенты прошлого были примерно одинаковыми (действительно ли принц Альберт был таким особенным?). Так что для этого наблюдателя Баку стоит рядом с Сиднейским оперным театром и Бильбао Гуггенхаймом, и, к счастью, ей не пришлось иметь дело со всеми теми так называемыми демократическими крипами, которые отправили Йорна Утцона в изгнание. Так что за хулигана за Алиева говорю.

Архитектор: Заха Хадид Архитекторы
Фотографии: Hufton + Crow, Элен Бине

Это намекает на то, что офис Хадид, возможно, вполне хотел бы сделать деревянное здание?
Действительно ли принц Альберт был таким особенным?