Стереть с бумаги: плюсы и минусы электронного ПТС

Опубликовано: 03.09.2018

Стереть с бумаги: плюсы и минусы электронного ПТС

С июля следующего года взамен бумажной версии привычного ПТС у автомобилей должны появиться электронные паспорта. В виртуальной биографии будет указана информация о машине с момента выхода из заводских ворот до утилизации. Чего ждать от нововведения?

ПРИШЛОСЬ ОТСРОЧИТЬ

Идея ввести электронные ПТС начала внедряться в 2014 году. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали межправительственное соглашение, к которому затем присоединились новые члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армения и Киргизия. Затем крупнейшие производители автотранспортных средств начали тестировать пилотную версию системы. С 1 июля 2017 года всех без исключения производителей автомобилей ЕАЭС обязали перейти на систему электронных паспортов. С этой даты бумажные ПТС больше не собирались оформлять.

Однако ввести новшество в срок не удалось. В России подготовить нормативную базу успели лучше, чем в странах-соседях. Но и российские автоконцерны, и дилеры выражали обеспокоенность поспешным переходом на «сырую» систему. В частности, не было ясно, кто будет оформлять ЭПТС для импорта, не было отлажено взаимодействие с ФТС. В связи с этим участники рынка стали грозить коллапсом с июля.

Евразийская экономическая комиссия признала необходимость отсрочки. Незадолго до «часа икс» было принято решение продлить переходный период на год — до 1 июля 2018 года. До этой даты страны-члены ЕЭС смогут выдавать на автомобили традиционные бумажные ПТС.

Когда переходный период все же завершится, Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения будут обязаны обеспечить выпуск транспортных средств по единым правилам на основании электронных паспортов. Паспорта на бумажном носителе больше не должны оформляться. Обязательной замены ранее выданных бумажных ПТС электронными не планируется, но устаревший документ заберут, когда кончится место для записи новых владельцев, либо если он будет испорчен.

Называется следующая схема выдачи электронных паспортов. При приобретении нового автомобиля ЭПТС, как и сегодня, покупателю будет оформлять автосалон. Когда владелец автомобиля поставит его на учет, ГИБДД должна будет сообщить об этом ОАО «Электронный паспорт». Эта компания внесет сведения о регистрации в электронный ПТС. Это же касается изменения конструкции или цвета машины, которые тоже подлежат регистрации.

Пользоваться данными из ЭПТС смогут аккредитованные структуры (банки, автосалоны и другие, кто заплатит за пользование системой), а также на бесплатной основе собственник транспортного средства.

Что ждать от нововведения автомобилистам и бизнесу?

ПЛЮСЫ ВИРТУАЛЬНОГО ПАСПОРТА

В «Ростехе», который руководит процессом «паспортизации», в связи с новшеством большие ожидания. В частности, ЭПТС могут увеличить продажи как новых, так и подержанных автомобилей через официальных дилеров и профессиональных независимых игроков в целом на 500 000 шт. ежегодно.

В ГИБДД считают, что ЭПТС имеют плюсы и для автовладельцев. По словам главы ведомства Виктора Нилова, автомобилистам «не придется хранить дома огромную простыню с данными о машине».

Нилов отметил, что в итоге может получиться российский аналог американской системы Carfax, которая хранит полную историю автомобиля, зарегистрированного на территории США и Канады. «В какой-то степени история автомобиля во всех ее проявлениях не очень нужна, но по идее это необременительная функция. А главное, автовладелец не должен за нее доплачивать. История его машины ведется на электронных носителях. А в случае продажи покупатель может с ней ознакомиться», — пояснил он.

В Минпромторге отмечали, что преимущество ЭПТС — возможность консолидировать и хранить историю транспортного средства с момента выпуска или ввоза в ЕАЭС до утилизации, что способствует защите прав потребителей.

С автоматизацией процесса оформления ЭПТС должно сократиться влияние человеческого фактора, а за ним и риск ошибок. Виртуальный паспорт должен упростить регистрацию автомобилей, ведь инспекторы получат доступ к базе данных ЭПТС. Это же должно облегчить работу налоговых и таможенных служб.

Сведения о постановке автомобиля на учет (а также об изменении его конструкции или цвета) будут добавлены в эту базу сразу же, что позволит госорганам работать более оперативно.

Новшество должно также обезопасить участников рынка от различных злоупотреблений. Покупатель сможет отслеживать полную историю транспортного средства. В перспективе эта мера должна исключить махинации на вторичном рынке, искоренив нечистых на руку автовладельцев и перекупщиков. Введение ЭПТС призвано сделать практически невозможной постановку на учет краденых автомобилей.

ЭПТС могут повлиять на продажи автомобилей с пробегом у официальных дилеров: ценовой разброс на рынке снизится, значит, клиенты скорее предпочтут официального дилера, чем частных продавцов, предсказали в «Автостате». Электронный паспорт уменьшит криминализацию рынка: бумажные ПТС подделывают при краже машин, а ЭПТС затруднят даже сам процесс воровства, рассчитывает депутат Вячеслав Лысаков.

Новый документ, как было заявлено, объединит множество разрозненной сейчас информации. ЭПТС позволит видеть любые обременения машин (залог, арест, розыск автомобиля и проч.), их страховые случаи, пробег, а также информацию о настоящем и прошлых владельцах автомобиля.

То есть, приобретая подержанный автомобиль, всю его подноготную можно будет узнать непосредственно из ПТС, обещали в Минтрансе. Например, когда машина перестала ездить на дилерские ТО или как она пострадала в конкретных ДТП.

Как сообщалось, получение электронного паспорта транспортного средства взамен бумажного будет дешевле — 600 руб. вместо нынешних 800 руб. Правда, внесение изменений в него обойдется в 250 руб.

БЕЗ НЕДОРАБОТОК НЕ ОБОШЛОСЬ

К полной версии ЭПТС, как сообщается, получат доступ только налоговые и правоохранительные органы. Собственник машины получит выписку из ПТС в электронном виде. Содержание выписки будет весьма усеченным — это стало известно из проекта Порядка получения электронного паспорта транспортного средства (документ разработал Минтранс). В выписке будут следующие сведения:

идентификационный номер (VIN) транспортного средства или шасси; наименование (в том числе коммерческое), категория и марка транспортного средства; номер двигателя, шасси и кузова; цвет транспортного средства; год изготовления; данные о двигателе (марка, тип, объем и мощность); экологический класс; максимальная масса транспортного средства; территория, на которой можно зарегистрировать транспортное средство.

Из выписки нельзя будет узнать даже месяц изготовления машины, что может иметь значение при ее продаже. Сегодня это можно приблизительно определить по дате оформления ПТС, которая указывается в бумажном паспорте, но в выписке из электронного она не предусмотрена. То же касается страны происхождения машины, данных о которой в выписке также нет (как правило, автомобили с иностранной сборкой ценятся дороже).

При покупке автомобиля будет сложно определить, что предъявитель выписки из ЭПТС и собственник автомобиля — одно и то же лицо. Ведь в самой выписке владелец машины не указан.

В выписке также не будет указано, кто владел авто раньше (в то время как сегодня это отмечается в бумажном ПТС в специальных графах). Таким образом, узнать историю машины, просто изучив документы на нее, уже не получится. В виде компенсации Госавтоинспекция создаст сервис, который позволит проверить, сколько собственников имела машина.

Полная версия ЭПТС содержит, помимо указанных сведений, подробную информацию об автомобиле с описанием всех его систем. Можно будет даже узнать, какое дополнительное оборудование имеет автомобиль. Наконец, ЭПТС включает и некоторую административную информацию: дату оформления ПТС, страну вывоза автомобиля, сведения об уплате утилизационного сбора, таможенные ограничения, статус ПТС (действует он или, например, аннулирован) и т. д.

ОЖИДАНИЯ РЫНКА

То, что в электронном паспорте не будет сведений о собственнике, в частности о его месте жительства, затруднит жизнь автостраховщикам, рассказал начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов. «Дело в том, что  территориальный коэффициент (один из важнейших в ОСАГО) определяется по месту жительства собственника ТС, — пояснил он. — В Москве, например, он составляет 2, а в Крыму — 0,6. И без этого рушится вся тарификация ОСАГО».

Есть и другие опасения у участников рынка. Так, полностью нельзя исключать, что злоумышленники взломают базу данных ЭПТС, и эти сведения окажутся в руках мошенников.

Наконец, пока непонятно, каким образом новая форма ПТС повлияет на стоимость автокредитов. Дело в том, что в настоящее время банки довольно часто при выдаче займа под залог автомобиля требуют передать им ПТС, чтобы обезопасить себя от несогласованной продажи заложенной машины. А кредит на покупку машины без передачи ПТС, как правило, стоит дороже. Электронный же ПТС передать в принципе невозможно.

В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» в письме Минпромторгу жаловались на дороговизну электронных подписей у юрлица для оформления ЭПТС. Это примерно 4,5 тыс. руб. на  сотрудника, что дорого в условиях текучки кадров.

В FM Logistic оценивают нововведение положительно — как в целом, так конкретно и для «профильного» рынка. «Для новых автомобилей каких-либо изменений мы не видим, кроме перехода с бумажного носителя на цифровой, — комментирует директор по закупкам транспортных услуг компании Дмитрий Колотильщиков. — А вот для потенциальных владельцев коммерческого транспорта, ввезенного и купленного в РФ с историей пробега по нашей стране, будет очень полезна такая информация, как технические осмотры, ремонтные работы, пробеги, обременения, страховые случаи. На основании этих данных потенциальный владелец будет принимать окончательно решение о покупке машины».

Среди «плюсов» он называет ускорение процесса регистрации, быстрый доступ к информации и т. п.

Однако недоработки действительно нужно убирать, считает эксперт. Правда, в большей степени они касаются покупки транспортных средств для личного пользования. В частности, тот факт, что из выписки нельзя будет узнать месяц производства автомобиля, что влияет на его стоимость. Еще один недостаток — отсутствие информации по ввезенным авто: не будет указана страна производства, что также является одним из важных факторов, влияющих на цену. То же касается и данных о предыдущих владельцах — этот фактор тоже важен.

Дмитрий Колотильщиков считает, что при условии доработки нововведение вполне можно реализовать в срок.

Генеральный директор «Авто-ПЭК» (автопарка транспортной компании «ПЭК») Дмитрий Иевлев тоже думает, что в срок реально успеть: за оставшееся время можно хорошо подготовить законодательную базу и наладить обмен информацией между участниками рынка. Эксперт рассчитывает, что нововведение сможет препятствовать неправомерным действиям на рынке, например, подделке документов, а также ускорит процесс оформления при регистрации транспортных средств.

Технический директор холдинга AsstrAAssociated Traffic AG Вадим Плотников настроен менее оптимистично, чем коллеги. Он не верит, что удастся запустить новшество в указанный срок. «Учитывая опыт внедрения подобных новшеств, мне кажется, переходный период продлится минимум до 2020 года, — считает он. — Если следовать планам и перейти на ЭПТС в 2018 году, то возможны непреодолимые проблемы у всех заинтересованных сторон: и у государства, и у  собственников ТС».

Не верит эксперт и в то, что введение ЭПТС поможет избежать махинаций на рынке.

В целом же он не видит проблем для рынка от внедрения электронных паспортов. Но до этого необходимо обеспечить свободный доступ к базе данных всех желающих, считает он.

«При отчуждении транспортного средства за пределы РФ, скорее всего, потребуется выписка из базы ЭПТС. Такую процедуру необходимо организовать на доступном уровне», — добавляет эксперт.

ДМИТРИЙ КОЛОТИЛЬЩИКОВ / ДИРЕКТОР ПО ЗАКУПКАМ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ FM LOGISTIC

Перевод бумажных носителей информации в «цифру» — всегда позитивный момент. Снижение затрат на производство, быстрый доступ к необходимой информации, ускорение оформления, расширение истории автомобиля — все эти моменты имеют только положительный характер как для рынка коммерческого транспорта, так и для других областей, где задействован транспорт. По нашему мнению, главное условие исключения возможных махинаций на вторичном рынке — это четкое соблюдение конфиденциальности в хранении, предоставление данной информации только авторизированным третьим лицам, введение только одной структуры, имеющей право вносить информацию в ЭПТС.

ВАДИМ ПЛОТНИКОВ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР ХОЛДИНГА ASSTRA-ASSOCIATED TRAFFIC AG

Сегодня покупатель транспортного средства никак не защищен от покупки «кривого» транспортного средства, которое не сможет встать на учет или сменить собственника. Каждый пытается бороться с этим как умеет. Думаю, ЭПТС никак не поможет избежать махинаций. Для этого требуется комплексная законодательная, правоприменительная и судебная реформа.

ДМИТРИЙ ИЕВЛЕВ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «АВТО-ПЭК» — АВТОПАРКА ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ «ПЭК»

На этапе ввода ЭПТС для владельцев крупных автопарков не должно возникнуть сложностей. Резкого перехода на электронные ПТС не будет: для бумажных паспортов, которыми сейчас снабжены транспортные средства, не потребуется замена — они продолжат действовать вплоть до окончания срока эксплуатации автомобилей.

Мы надеемся, что ЭПТС помогут препятствовать неправомерным действиям на рынке, например, подделке документов, а также ускорят процесс оформления при регистрации транспортных средств.

rss