Попрощались, но забыли сказать: Украина вынуждает МВФ паковать чемоданы

  1. Секвестр бюджета: быть или не быть
  2. риски реформ
  3. А что без транша

Правительство готовится к Прощание с Международным валютным фондом. ЭП объясняет, почему, скорее всего, программа сотрудничества будет сорван, и как это связано с последними скандалами. (Укр)

Последние две недели Кабмин лихорадит.

Конфликт премьера Владимира Гройсмана с министром финансов Александр Данилюк, решение Кабмина вывести из-под контроля Минфина Государственную фискальную службу, нежелание парламента принять закон о Антикоррупционный суд (АС) и невыполнение бюджета обострили отношения Украины с Международным валютным фондом.

Более того, это ставит под угрозу реализацию одобренных реформ.

Решающим может стать 7 июня. В этот день парламент продолжит рассмотрение закона о Антикоррупционный суд.

Его принятие - одно из главных требований в рамках программы сотрудничества Украины с МВФ. По результатам голосования станет понятно, как Украина будет сотрудничать с кредитором.

После этого парламентарии рассмотрят еще один важный вопрос - отставку министра финансов. накануне премьер внес соответствующее представление и комитет Верховной Рады по вопросам бюджета рекомендовал парламенту уволить Данилюка.

Как известно, именно Министерство финансов было основным парламентарием в переговорах с МВФ.

По информации источников ЭП, внесению представления об отставке предшествовали договоренности, что будет с командой заместителей Данилюка. Премьер-министр заинтересован в том, чтобы команда заместителей осталась, а обязанности министра исполняла первый заместитель Оксана Маркарова.

Это привело к появлению дополнительных точек напряжения в отношениях Украины с МВФ. Что будет дальше? Имеет ли Украина шанс на получение транша? Или придерживаться правительство договоренностей? Об этом - далее.

Секвестр бюджета: быть или не быть

С начала 2018 госбюджет не выполняется по доходам. По данным Государственной казначейской службы, за январь-апрель невыполнение плана составляет 5100000000 грн.

Причины бюджетного проседания кроются в налоговой и долговой плоскостях.

Во-первых, бюджет-2018 был рассчитан на основе того, что Украина будет оставаться в программе МВФ, получать внутреннее и внешнее финансирование, проведет приватизацию. Однако эти условия уже не выполняются.

Собеседники ЭП в Кабмине говорят о больших проблемах с финансированием дефицита бюджета. Невозможно выполнить план не по внешним, ни по внутренним заимствованиям. На фоне долговых проблем сказывается наличие в бюджете априори нереалистичных статей доходов, например, 22300000000 грн от приватизации.

Нереалистичные доходы только углубляют фискальные разрывы. Последние заметные в отчетности Государственной казначейской службы.

По данным казначейства, за январь-апрель в общий фонд госбюджета удалось привлечь 55 млрд грн из 111 800 000 000 грн запланированных для погашения дефицита бюджета. 56 млрд грн недобора приходится на внешние заимствования.

Во-вторых, бюджет был рассчитан с среднегодовому курсу 29,3 грн за долл, тогда как с начала года курс держится на уровне 26 грн за долл, что сказывается на доходах от налогов с импорта. По информации источников ЭП, цена бюджетных потерь из-за фактора курса - 3 млрд грн налоговых поступлений в месяц.

В-третьих, платежи по растаможиванию газа тоже намного меньше, чем в 2017 году. Если в первом квартале 2017 года "Нафтогаз" заплатил по растаможиванию более 12 млрд грн, то в первом квартале 2018 - только 3 млрд грн.

Сохраняется также недобор от внутреннего акциза.

Проседания бюджета по доходам и нереалистичность отдельных его показателей усиливает фискальные риски и ставит правительство перед необходимостью пересмотра бюджета, точнее - его секвестра.

Секвестр бюджета - пропорциональное снижение бюджетных расходов по всем статьям бюджета в течение времени, оставшегося до окончания текущего бюджетного года. Секвестр не касается защищенных статей бюджета - выплат зарплат, пенсий, пособий.

Причины секвестра - невыполнение планов по доходам и превышение предельного уровня дефицита. Секвестр бюджета в Украине осуществлялся в 2010 году - посткризисном году в рамках стабилизации финансово-экономической ситуации. Масштабное сокращение расходов также было в 2014 году.

В то же время сбалансированный государственный бюджет - ключевое требование, после выполнения которой МВФ традиционно выделяет финансирование любой стране.

Это означает, что даже принятие закона о Антикоррупционный суд и повышение тарифов на газ не гарантирует получение транша. Не будем сбалансированного бюджета - не будет транша.

Сразу после одобрения бюджета на 2018 МВФ заявил , Что в нем есть значительные фискальные риски: быстрый рост расходов и нереалистичные доходы.

Сейчас позиция МВФ неизменна: бюджет-2018 - несбалансированный. Как рассказали изданию источники, знакомые с позицией кредитора, обсуждается целесообразность пересмотра дефицита бюджета с текущих 2,5% ВВП до 3,5-4% ВВП.

Насколько масштабным может быть корректировка бюджета, пока неизвестно. Правительство взяло курс на мобилизацию всех дополнительных ресурсов для выравнивания ситуации. Дополнительные ресурсы он видит прежде всего в налоговом сегменте.

В зависимости от различных факторов - инфляции, курса, детенизации, уменьшение складских запасов у производителей - налоговые поступления могут выровняться и частично перекрыть недобор по другим направлениям, например, от приватизации. Однако налогового ресурса на покрытие дефицита, очевидно, не хватит.

риски реформ

События последних двух недель нарушают две договоренности Украины с МВФ: реформу Государственной фискальной службы и реформу здравоохранения.

Реформа ДФС. В соответствии с меморандумом Украины и МВФ, реформа ДФС предусматривает новую модель оплаты труда работников ведомства и принятия Верховной Радой закона о предоставлении ДФС права использовать косвенные методы проверки уплаты налогов и социальных страховых взносов.

Также среди обязательств - улучшение качества налоговых проверок и создание аналитического отдела по вопросам управления рисками. Кроме того, меморандум предусматривает запуск одноуровневой системы разрешения споров.

Здесь некоторый прогресс есть: в ДФС повысился уровень зарплат.

О состоянии дел в сфере администрирования налогов свидетельствует документ TADAT - отчет оценки эффективности системы администрирования налогов по методологии МВФ, Всемирного банка, Еврокомиссии и стран ЕС.

Так, ДФС получила самые высокие оценки за внедрение исключительно электронного механизма уплаты налогов, высокий процент своевременной уплаты НДС, качественную систему административного и судебного обжалования, публичную отчетность.

Самые низкие оценки - по несистемную работу с ошибками в отчетности, отсутствие налаженного обмена информацией с банками и банками.

Один из главных элементов реформы ДФС - реформа таможни. Предполагалось, что Кабмин утвердит программу реформы таможни, но этого не произошло. Реформу разрабатывал Минфин. Правительство сначала ее одобрил, а затем отменил свое постановление.

Дело в том, что реализация этих реформаторских намерений МВФ в Украине видел при условии, что ДФС находиться под руководством Минфина. Последний конфликт между министром финансов Александр Данилюк и премьер-министром Владимиром Гройсманом резко осложнил положение дел.

С точки зрения МВФ, решение правительства вывести ДФС из-под подчинения Министерства финансов усиливает фискальные риски для бюджета, а именно - может привести к неконтролируемому вмешательства в расходную часть бюджета.

Реформа здравоохранения. Это еще один пункт меморандума Украины с МВФ. По законодательству, реформа должна заработать с 1 июля 2018 года.

С этого дня должен начаться постепенный переход от финансирования первичной медицинской помощи через субвенции из госбюджета к новому формату: финансирование по принципу "деньги ходят за пациентом". Он предусматривает, что государство оплачивает эти услуги по установленному тарифу и корректирующими коэффициентами.

По информации Минздрава, с 1 июля на новый формат финансирования должны перейти 149 первичных учреждений в 22 областях.

"На 149 заведений, с которыми заключены договоры, на второе полугодие будет выделено около 1500000000 грн. Другие учреждения здравоохранения, как и раньше, будут финансироваться через механизм субвенции. Они должны подписать договор с Национальной службой здоровья в конца 2018 ", - объясняет глава этого ведомства Олег Петренко.

Вторая волна перехода ожидается осенью. Таким образом, к концу 2018 планируется отойти от содержания первичного звена за счет субвенции.

Сейчас реформа в зоне риска. Причины - политические и финансовые.

Данилюк - политический союзник Ульяны Супрун, и реформа здравоохранения согласована с министром финансов. Смена руководства в Минфине может скорректировать план ее внедрения.

Второй риск - финансовый - лежит в плоскости сокращения расходов. Если будет секвестр, в чем могут пойти не только расходы на инфраструктурные проекты, строительство и малоэффективны программы, но и реформаторские планы, которые нуждаются в дополнительном финансировании.

А что без транша

Главное последствие замораживания сотрудничества Украины с МВФ - срыв планов по выходу на внешние рынки заимствований, чтобы привлечь средства для рефинансирования долгов. В 2018-2019 годах бюджеты имеют высокую долговую нагрузку.

Выплаты внешнего суверенного долга, млрд долл

Правительство готовится к Прощание с Международным валютным фондом

Нажать для увеличения

Источник: государственные органы, оценки Dragon Capital

Долговые рынки уже отреагировали на события, которые происходят в Украине. Через новости об увольнении министра финансов украинские облигации 6 июня существенно подешевели .

Однако это только начало, и риски усиливаются. Трудно спрогнозировать, как экономика отреагирует на новости о продлении паузы в сотрудничестве с МВФ и остановку реформ.

Что будет дальше?
Имеет ли Украина шанс на получение транша?
Или придерживаться правительство договоренностей?